Укрзализныця затеяла масштабную реформу пассажирских перевозок. Помогать украинским менеджерам будут немецкие специалисты из консалтингового подразделения Deutsche Bahn (DB). Эта компания уже имеет опыт успешного реформирования железной дороги в Казахстане.
Немцы начинают работу в Украине уже в текущем году. Первоочередная задача, которая перед ними стоит – оптимизировать пассажирские перевозки так, чтобы они перестали быть убыточными. На сегодня они именно таковыми являются. До сих пор Укрзализныце с трудом удавалось покрывать убытки от пассажирских перевозок за счет стоимости перевозки грузов. Однако теперь менеджмент компании хочет изменить ситуацию.
Конечно, можно рассчитывать, что после вмешательства немцев пассажирские перевозки в Украине станут намного комфортнее. Однако приоритетное задание, которое перед ними стоит – сократить расходы Укрзализныци на пассажирские перевозки и сделать их рентабельными.
А это значит, что немцы внимательно возьмутся за изучение трафика, и поставят под вопрос существование убыточных маршрутов. Можно предположить, что судьба этих маршрутов будет незавидна: их попросту закроют. Большого общественного резонанса из-за этого не будет. Ведь в Украине в основном убыточны пригородные маршруты, которые зачастую играют роль социального транспорта и ежедневно доставляют сотни небогатых украинцев до областных центров, где у них есть работа.
Вероятней всего, эти маршруты предложат взять на содержание местным властям. Однако уже сейчас эксперты предвидят, что местная власть не всюду согласится на такие расходы. Где-то действительно нет денег. А где-то сочтут эту затею бесплодной с точки зрения собственного пиара. Ведь, если построить в регионе качественную автодорогу, то руководство сможет записать это себе в актив перед грядущими выборами. А сохранив электричку, местная власть не заработает для себя много голосов на выборах. Ведь электрички как ходили, так и будут ходить.
В общем, у экспертов нет больших иллюзий по поводу немецкого присутствия в реформировании Укрзализныци. Да, наверное, в вагонах станет чисто, постель будет свежевыстиранной, и в общем сервис улучшится. Однако многие пассажиры из провинции потеряют единственный вид транспорта, который был им по карману. А значит, будут вынуждены отказаться от своей работы в городах. Единственное, что им останется – обратить свои взоры на запад – туда, где уже давно трудятся их соотечественники-заробитчане. В частности, на ту же Германию.
При этом пенсионеры, которые ежедневно добирались электричкой до своих дач, вообще потеряют возможность туда ездить.
Кстати, уже в этом году Укрзализныця должна будет заплатить немцам за консультативные услуги свыше миллиона евро. А в следующем году специалисты из Германии намерены войти в состав управления Укразализныцей, чтобы на практике реализовывать свои теоретически наработки.
Напомним, Укрзализныця запустила на маршруте Киев-Одесса новый поезд из старых немецких вагонов. Несмотря на то, что они выпущены в Германии еще 30-40 лет назад, вагоны выглядят вполне комфортно и довольно удобны в пользовании.