По украинским трубам будут гнать в Европу водород вместо привычного метана. Таким образом, Украина пытается загрузить свою ГТС, которая после запуска в действие "Северного потока-2" может оказаться "безработной". Если Украине удастся реализовать этот проект, то будет создано немало новых рабочих мест для наших граждан. Кроме того, мы будем глубже интегрированы в европейскую экономику. Из неприятных моментов – стоимость электроэнергии для нас будет расти.
Водородная тема сейчас очень популярна в мире, и в Европе особенно. Эпоха углеводородной энергетики подходит к концу. Во-первых потому, что все эти запасы исчерпываются. Во-вторых, и это главное, выбросы от продуктов сжигания традиционных видов топлива уже зашкаливают. Это губит экологическое равновесие на планете, и с этим немедленно нужно что-то делать.
Украине готовят роль "водородной" державы
Поэтому Европа взяла курс на декарбонизацию своей экономики и намерена к середине нынешнего столетия преуспеть в этом процессе. А заодно и намерена подключить к этому Украину. Впрочем, Украина и сама не против, потому что водородная тема могла бы неплохо раскрутить нашу экономику.
Однако для того, чтобы гнать по трубе водород, его нужно иметь. Поэтому Европа хочет (и мы хотим), чтобы этот же водород и производился в Украине. Дело это весьма затратное и энергоемкое. Для производства водорода, который сам по себе является мощным энергоносителем, понадобится немало энергии. Вот такой парадокс. Можно, конечно, было бы подключить к этому тепловые станции, которые сжигали бы уголь. И за счет этой энергии производился бы водород. Однако тогда его производство вообще не имело бы смысла: кому нужен "чистый" энергорерус, добытый за счет "грязных" выбросов в атмосферу?
Популярные сейчас
Рада поддержала автоматизированный арест депозитов должников
Раньше Бундесвера: Украина получила немецкие армейские машины Caracal
Поэтому единственный путь – это использование для производства водорода энергии из возобновляемых источников – так называемой "зеленой" энергии. Ее у нас уже есть немало. Однако для масштабного производства водорода нужно еще больше. А значит, придется строить новые "зеленые" мощности. Это тоже неплохо, однако для нас, рядовых потребителей, все не так уж радужно.
Минусы водородного производства
Дело в том, что "зеленая" энергетика весьма дорога. Она везде стоит дорого. А в Украине - тем более, потому что Украина оплачивает "зеленую" энергию по непомерно высоким тарифам. Отчасти из-за этого повышают и далее будут повышать тарифы на электроэнергию и для нас, потребителей. В общем, чем больше мы будем производить у себя водородного топлива, тем, очевидно, дороже придется нам платить за электроэнергию.
Однако и это еще не все. Украинская ГТС, в том виде, в котором она существует сейчас, не пригодна для прогонки водорода. Дело в том, что молекулы водорода, в отличие от молекул метана, очень малы, и они легко просачиваются сквозь микроскопические щели. Поэтому герметизация трубопровода должна быть идеальная. А значит, понадобятся миллиарды долларов на его реконструкцию.
Понятно, что этих денег у нас нет. Не случайно премьер Денис Шмыгаль на днях заявил в интервью немецкому изданию Handelsblatt, что Украина надеется на инвестиции из Европы. И, скорее всего, Европа деньги даст. Однако и нам также придется принять в финансировании этого проекта немалое долевое участие.
В общем, как любое новое дело, а тем более, целая новая отрасль, водородная энергетика потребует от Украины немало затрат: и денежных, и трудовых, и интеллектуальных. Но в любом случае нам лучше взяться за этот проект, чем не браться за него и остаться в стороне.
Судя по всему, нам уже не готовы давать деньги просто за то, что мы "не любим Россию". Европа хочет, чтобы мы реально, а не на словах, ассоциировались в нее. Прежде всего - своим долевым участием в общих европейских проектах. Впрочем, если это поможет поднять экономику нашей страны, то почему бы и нет? Однако всем нам придется платить за такой шанс высокими тарифами.
Тем временем, в Украине уже в 2023 году намереваются начать отапливать дома в двух населенных пунктах газоводородной смесью. А украинский миллиардер Ринат Ахметов совместно с немцами намеревается запустить в Мариуполе завод по производству водородного топлива.