Today.ua

Украинцы имеют право на компенсацию от облэнерго за отсутствие электроэнергии: как получить

Украинцы могут получать компенсации за отключения света, если они происходят по вине облэнерго – например, из-за аварий. Для этого достаточно обратиться в компанию с заявлением на возмещение, после чего получить возмещение в несколько сотен гривен. Более того – с 2022 года требования к надежности электроснабжения увеличатся, а значит наказать энергетиков за часы, проведенные в темноте, станет еще легче.

Today.ua рассказывает, сколько можно получить от облэнерго, кто может на это претендовать, и что делать потребителям, чтобы получить компенсацию.

Что государство гарантирует украинцам

На сегодня в Украине существует 22 стандарта качества услуг электроснабжения для облэнерго, которые прописаны в постановлении НКРЭКУ №375 от 12.06.2018 (с изменениями). Среди них есть и стандарты максимально допустимой продолжительности отключений, а также допустимого количества отключений в год.

Отключения бывают двух видов: плановые (когда свет отключают, чтобы улучшить состояние сетей, модернизировать оборудование) и аварийные (например, из-за изношенного оборудования или непогоды).

О плановых облэнерго обязаны предупреждать заранее на своем сайте. А в случае аварийного компания должна сообщить на сайте, когда ориентировочно завершится ремонт сети.

Какой бы ни была причина, облэнерго имеют строгие временные рамки, в течение которых они обязаны восстановить электроснабжение.

Недавно НКРЭКУ значительно сократила допустимую продолжительность плановых отключений:

Но есть исключения для крупных плановых работ (реконструкция, замена сетей) – не более 24 часов в не зимние месяцы, и 8 часов в зимние. Ранее допускалось 2 суток независимо от сезона.

Допустимая продолжительность аварийных отключений составляет 24 часа, однако с 1 января 2022 стандарт усилится – до 22 часов.

Также с 1 июля 2021 действуют стандарты допустимой частоты отключений (продолжительностью более 1 часа на 12 месяцев).

"Отныне каждый потребитель, у которого за последние 12 месяцев было значительное количество перерывов, которое превышало допустимый стандарт, такой потребитель имеет право на получение компенсации", – сказала начальник Управления стратегического планирования и международной координации НКРЕКП Елена Голембивская.

Допустимые частоты перерывов:

– не более 6 перерывов для городов и поселков городского типа;

– не более 8 перерывов для сельской местности (в деревнях допускается более перерывов, потому что там хуже сети).

Как получить компенсацию за отключение

Если облэнерго не соблюдает стандартов качества услуг электроснабжения, потребители имеют право на компенсацию. В частности это касается стандартов продолжительности восстановления электроснабжения после перерыва и количества таких перерывов в год.

Если из-за аварии света нет более суток (а с 1 января 2022 года – 22 часа), облэнерго должно компенсировать потребителю 300 грн.

В случае превышения допустимой частоты отключений, то для населения компенсация составляет 200 грн + 50 грн за каждое дополнительное отключение сверх установленного уровня.

Таким образом, если у потребителя, живущего в городе, за год произошло одно отключение продолжительностью более 24 часов, а также 7 аварийных отключений продолжительностью более 1 часа, ему должны компенсировать 550 грн.

Важно: компенсация потребителю предоставляется не "живыми" деньгами, а идет в зачет на его счет у поставщика электроэнергии. То есть, уменьшается сумма в платежке.

Как же получить компенсацию? Для этого потребитель должен сам обращаться к облэнерго с заявлением о предоставлении компенсации за длительные или частые перерывы в электроснабжении. Заявление можно подать по электронной почте облэнерго (указывается на сайте компании) или направить письмом.

"При этом потребителю не нужно знать и доказывать облэнерго, сколько именно у него было отключений, когда они были, сколько они продолжались. Это все должна проанализировать компания. И в своем ответе на обращение компания обязана предоставить потребителю ответ, в котором обязательно должна быть указана информация о наименовании линии или трансформатора, от которой запитаны потребитель, количества аварийных перерывов за предыдущие 12 месяцев (с момента обращения), количества плановых перерывов; количества форс-мажорных перерывов. В конце должен быть предоставлен вывод, были у этого потребителя соблюдены стандарт или нет. Если стандарты не были соблюдены, должна быть уплачена компенсация", – пояснила Голембивская.

Если потребитель не согласен с выводами компании, или если в ответе не приведено всю информацию, то потребители могут обращаться к НКРЭКУ с копией ответа облэнерго.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ