Украинцы могут получать компенсации за отключения света, если они происходят по вине облэнерго – например, из-за аварий. Для этого достаточно обратиться в компанию с заявлением на возмещение, после чего получить возмещение в несколько сотен гривен. Более того – с 2022 года требования к надежности электроснабжения увеличатся, а значит наказать энергетиков за часы, проведенные в темноте, станет еще легче.
Today.ua рассказывает, сколько можно получить от облэнерго, кто может на это претендовать, и что делать потребителям, чтобы получить компенсацию.
Что государство гарантирует украинцам
На сегодня в Украине существует 22 стандарта качества услуг электроснабжения для облэнерго, которые прописаны в постановлении НКРЭКУ №375 от 12.06.2018 (с изменениями). Среди них есть и стандарты максимально допустимой продолжительности отключений, а также допустимого количества отключений в год.
Популярные сейчас
Рада поддержала автоматизированный арест депозитов должников
Раньше Бундесвера: Украина получила немецкие армейские машины Caracal
Отключения бывают двух видов: плановые (когда свет отключают, чтобы улучшить состояние сетей, модернизировать оборудование) и аварийные (например, из-за изношенного оборудования или непогоды).
О плановых облэнерго обязаны предупреждать заранее на своем сайте. А в случае аварийного компания должна сообщить на сайте, когда ориентировочно завершится ремонт сети.
Какой бы ни была причина, облэнерго имеют строгие временные рамки, в течение которых они обязаны восстановить электроснабжение.
Недавно НКРЭКУ значительно сократила допустимую продолжительность плановых отключений:
- не зимние месяцы – не более 12 часов (ранее допускалось 24 часа)
- зимние месяцы – не более 6 часов.
Но есть исключения для крупных плановых работ (реконструкция, замена сетей) – не более 24 часов в не зимние месяцы, и 8 часов в зимние. Ранее допускалось 2 суток независимо от сезона.
Допустимая продолжительность аварийных отключений составляет 24 часа, однако с 1 января 2022 стандарт усилится – до 22 часов.
Также с 1 июля 2021 действуют стандарты допустимой частоты отключений (продолжительностью более 1 часа на 12 месяцев).
"Отныне каждый потребитель, у которого за последние 12 месяцев было значительное количество перерывов, которое превышало допустимый стандарт, такой потребитель имеет право на получение компенсации", – сказала начальник Управления стратегического планирования и международной координации НКРЕКП Елена Голембивская.
Допустимые частоты перерывов:
- Аварийные (по вине компании):
– не более 6 перерывов для городов и поселков городского типа;
– не более 8 перерывов для сельской местности (в деревнях допускается более перерывов, потому что там хуже сети).
- Плановые – не более 11 перерывов.
Как получить компенсацию за отключение
Если облэнерго не соблюдает стандартов качества услуг электроснабжения, потребители имеют право на компенсацию. В частности это касается стандартов продолжительности восстановления электроснабжения после перерыва и количества таких перерывов в год.
Если из-за аварии света нет более суток (а с 1 января 2022 года – 22 часа), облэнерго должно компенсировать потребителю 300 грн.
В случае превышения допустимой частоты отключений, то для населения компенсация составляет 200 грн + 50 грн за каждое дополнительное отключение сверх установленного уровня.
Таким образом, если у потребителя, живущего в городе, за год произошло одно отключение продолжительностью более 24 часов, а также 7 аварийных отключений продолжительностью более 1 часа, ему должны компенсировать 550 грн.
Важно: компенсация потребителю предоставляется не "живыми" деньгами, а идет в зачет на его счет у поставщика электроэнергии. То есть, уменьшается сумма в платежке.
Как же получить компенсацию? Для этого потребитель должен сам обращаться к облэнерго с заявлением о предоставлении компенсации за длительные или частые перерывы в электроснабжении. Заявление можно подать по электронной почте облэнерго (указывается на сайте компании) или направить письмом.
"При этом потребителю не нужно знать и доказывать облэнерго, сколько именно у него было отключений, когда они были, сколько они продолжались. Это все должна проанализировать компания. И в своем ответе на обращение компания обязана предоставить потребителю ответ, в котором обязательно должна быть указана информация о наименовании линии или трансформатора, от которой запитаны потребитель, количества аварийных перерывов за предыдущие 12 месяцев (с момента обращения), количества плановых перерывов; количества форс-мажорных перерывов. В конце должен быть предоставлен вывод, были у этого потребителя соблюдены стандарт или нет. Если стандарты не были соблюдены, должна быть уплачена компенсация", – пояснила Голембивская.
Если потребитель не согласен с выводами компании, или если в ответе не приведено всю информацию, то потребители могут обращаться к НКРЭКУ с копией ответа облэнерго.