Даже после окончания войны восстановить пассажирские авиарейсы в Украине вряд ли сразу удастся. Вероятней всего, первый пассажирский самолет в небе над нашей страной можно будет увидеть не раньше 2029 года.
Такой, не слишком оптимистичный для украинцев, прогноз дают в весеннем отчете Европейской организации по безопасности воздушной навигации.
Кроме украинского неба, будет также закрыто для гражданских рейсов воздушное пространство над Молдовой, Беларусью и Россией.
"Никакого возвращения к "нормальным" маршрутам (к закрытию воздушного пространства Украины и России) до конца семилетнего горизонта не ожидается", – отмечают в прогнозе.
Популярные сейчас
Ежемесячную доплату в 1000 грн будут получать все педагогические работники школ
От деловода до снайпера: названы популярные вакансии для женщин в ВСУ
При этом на сокращение авиаперелетов в Европе повлияла не только война в Украине, но и пандемия коронавируса, которая резко обрушила авиаотрасль еще в начале 2020 года. Поэтому европейская гражданская авиация до сих пор не может восстановиться после этих двух больших потрясений. Согласно прогнозу, восстановить авиационный трафик в Европе на уровне 2019 года удастся разве что только к 2025 году.
При этом летом 2022 года европейская авиационная отрасль продемонстрировала хорошие результаты, что позволяет надеяться, что дела идут на лад. Эксперты отмечают, что позитивную роль в восстановлении пассажирских авиаперевозок сыграло открытие воздушного пространства Китая, которое стало доступным для иностранных самолетов с середины января этого года.
Вместе с тем, есть целый ряд негативных факторов, которые не позволяют авиаотрасли восстанавливаться так быстро, как хотелось бы. Кроме войны в Украине и ковида, в отчете отмечают такие факторы:
- общее ухудшение экономической ситуации в Европе и мире;
- корректировка прогнозов по ВВП на 2023 и 2024 годы в сторону снижения;
- рост цен на энергоносители;
- рост стоимости авиабилетов.
- общее снижение уровня жизни европейцев, которое заставляет их отказывать от запланированного отдыха.
В отчете отмечают, что авиасообщение с Украиной до войны и ковида составляло 3,3% европейского авиатрафика. А в мировых пассажирских авиаперевозках украинские перевозки занимали 0,8%. Эта цифра вроде невелика, однако весьма ощутима, когда речь идет о доходах и работе для персонала авиакомпаний. Потеря этих 0,8% на самом деле составляет миллиарды долларов. Поэтому, чем быстрее вернутся гражданские самолеты в небо над Украиной, тем лучше будет для всех.
Кстати, в мире есть прецедент, когда в воюющей стране не закрывали гражданское авиасообщение. Так поступили в Израиле. Однако там все пассажирские самолеты оснащены лазерными системами защиты от ракет.
Напомним, СЕО лоукостера Ryanair Майкл О'Лири недавно заявил, что его компания готова немедленно вернуться в небо Украины, как только его откроют для пассажирских рейсов.