Наличные в кассе супермаркета могут быть сняты клиентами банков и без покупки, однако на практике кассиры отказывают в такой операции, требуя сначала что-то у них купить. Дело тут не в своеволии кассиров, объяснили украинцам, а в технических причинах.
С некоторых пор ФОПы, занимающиеся продажей товаров или услуг, могут работать "как банкоматы", выдавая по просьбе клиентов им определенную суммы наличных денег. При этом обычно более 500 гривен покупателям не выдают. К тому же, кассиры требуют, чтобы клиент вначале сделал какую-то покупку и лишь затем выдают ему затребованную сумму с его банковской карты.
Специалисты объяснили, почему сумма наличных ограничена, и почему магазины требуют вначале купить у них товар.
Выдача денег не входит в изначальные функции предприятия, занимающегося продажей товаров или услуг. В принципе, ФОП, который этим занимается, не получает за это никаких дополнительных денег. Но вместе с тем предприниматель заинтересован в том, чтобы привлечь как можно больше клиентов. Поэтому магазины, автозаправочные, кафе и прочие заведения охотно внедряют у себя различные дополнительные услуги, включая и эту – выдачу наличных.
Однако касса супермаркета – все же не банкомат, и превращать ее в таковой никто не намерен. Поэтому крупнейшие банки, занимающиеся на рынке эвайрингом, совместно установили такой негласный лимит на выдачу наличных в магазине – 500 гривен. При этом, по просьбе торговых предприятий, конечно, этот лимит может быть увеличен, однако рассчитывать на то, что кассиры в супермаркетах будут выдавать покупателям деньги пачками, все же не стоит.
"Лимиты будут оставаться в пределах "карманных" сумм. Магазины и заправки заинтересованы в привлечении клиентов возможностью снять немного наличных с карты, но не в организации подкрепления своих касс большими суммами денег", - рассказала исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины Елена Коробкова.
В законодательстве также не указано, что клиент может получить наличные из кассы лишь после того, как сделал покупку в этом магазине. Закон такого ограничения не предусматривает, но фактически оно существует из-за особенностей функционирования платежных программ, которыми пользуются в торговой сети.
Очевидно пока они не делали акцента на том, чтобы адаптировать свои программы под независимую выдачу денег. Все же выдача наличных не является их основной функцией, а лишь бонусом для покупателей, который продавцам не приносит никакого дохода.
"Продукты платежных систем, обеспечивающие данную услугу, связывают ее с продажей товара или услуги торговым предприятием", - уточнила Коробкова.
С некоторых пор подключить у себя эту услугу могут не только владельцы РРО, но и те, у кого просто установлен программный регистратор расчетных операций (ПРРО). Однако, как говорят специалисты, эта функция у них ограничена техническими причинами. У большинства из них платежные терминалы не приспособлены для выдачи денег, а только для их приема.
Напомним, весной нынешнего года между банками и владельцами торговых сетей вспыхнул конфликт из-за слишком высокой платы за эквайринг, которую банкиры взимают с торговцев. После вмешательства СБУ крупные украинские банки согласились эту плату постепенно снизить.