Текущий год показал, что тарифы на газ и тепло могут быть непредсказуемыми и какими угодно высокими. Украина – энергозависимая государство и с этим надо смириться. В таких условиях украинцам, чтобы не замерзнуть, нужно уменьшать расход газа и потери тепла. Today.ua рассказывает, что предлагают енергетики, которые выходы есть, и какой будет цена такой реформы для простых потребителей.
Что случилось с ценами на газ за последний год
Газ по $1400 за тысячу кубов – это не только исторический рекорд в Европе, но и новая реальность, с которой теперь живет мир и Украина. При том, что в октябре 2020 он стоил $160, а весной 2021 года – $300-400.
Как выросли цены на газ на Голландской бирже за последний год. Фото: theice.com
Так произошло потому, что ведущие государства мира взяли курс на "зеленую энергетику", что означает отказ от ископаемых видов топлива, в первую очередь угля. Идеальный "зеленым" ресурсом является водород, но водородные технологии еще слишком несовершенны. Поэтому компромиссным ресурсом является природный газ. Согласно прогнозам, в ближайшие 10-20 лет спрос на него будет очень высоким, соответственно и цены тоже будут расти.
Украина за год потребляет около 30 млрд м3 природного газа, при том, что собственная добыча составляет около 20 млрд м3. Остальное мы покупаем за рубежом.
"Мы никогда как потребители не будем контролировать стоимость газа и тариф на тепло. Мы энергодефицитная страна, поэтому мы будем зависимы от цен на энергоресурсы за рубежом, как бы нам этого не хотелось", - сказал директор ассоциации "Энергоэффективные города Украины” Святослав Павлюк во время обсуждения проблем отрасли.
Единственным способом, которым можно контролировать наши платежки, является контроль объемов нашего потребления. То есть, заняться энергоэффективностью и делать это системно. Но это сложный путь, потому населению, хочет платить за тепло меньше, следует понимать, какая у этого будет цена.
Что мешает Украине платить меньше
Средние потери в теплосетях украинских городов составляют около 17-20%, при том, что по нормативам должно быть не более 13%. В то же время в Житомире и Виннице есть реализованные проекты, где в теплоизолированных трубах потери уменьшились до 4%.
Также в Украине есть примеры, когда замена котла автономного отопления в доме дала экономию по газу 37%, или где утепление дома и установка индивидуального теплового пункта (ИТП) в подвале дает экономию до 70%.
Показательным примером эффективного хозяйствования является центральная районная больница в Тростянце (Сумская область), которую реконструировали в рамках децентрализации. Ее перевели на местные виды топлива (отходы сельского хозяйства) и комплексно утеплили. Благодаря этому расходы на отопление для этой больницы в 7 (семь!) раз меньше, чем для такой же больницы в соседнем районе.
Районная больница в Тростянце после реконструкции и внедрения мероприятий по энергоэффективности. Фото: Елена Кутняк / Facebook
Энергоэффективность – это инструмент, который за один раз может резко уменьшить суммы в счетах за тепло или газ. Если Украина системно займется энергоэффективностью, она легко сможет обходиться тем газом, добывает сама. Но здесь есть два серьезных барьера.
Прежде всего, проекты, связанные с теплокоммунэнерго, с модернизацией котлов, с перекладкой сетей, не происходят быстро. Они предусматривают проведение прединвестиционных ТЭО, анализа, разработку схем теплоснабжения города, инженерных расчетов, инвестиционных процессов, монтажных проектов.
Поэтому здесь должны совпасть как готовность людей ждать результата, так и добросовестность чиновников, которые захотят взяться за долгий проект, а не решат, например, ради легкого пиара красить лавочки или раздавать гречку.
"Когда мэр или городской совет берется за проекты по энергоэффективности, результатов своей работы она не увидит. Это переходит их преемникам. Поэтому вопрос нормального, качественного муниципального энергетического планирования стоит грубо: муниципалитеты должны планировать на перспективу 10-15-20 лет, иначе мы каждый год будем дергаться, что газ дорогой, а денег на него нет", – пояснил Павлюк.
Вторая проблема – где взять деньги. Энергоэффективность – это дорого. Чаще всего города утепляются за счет кредитов или программ с софинансированием. А кредиты по иностранным программам энергоэффективности – это еще и синоним слова "долго".
В качестве примера Святослав Павлюк привел Николаев, где проект Всемирного банка по перекладке сетей продолжается уже 12 лет. А Тернополь, подав в 2015 году заявку в пограми модернизации инфраструктуры Украины, сейчас дошел лишь до этапа первого тендера модернизации объектов.
Есть и другой путь – кредитоватися быстро, но дорого в украинских банках. Даже под высокие проценты это выгодно.
"Тот же Тернополь, не дожидаясь, пошел в украинский банк, взял деньги под высокий процент, поставил в бюджетных зданиях индивидуальные тепловые пункты и вернул эти деньги за два сезона за счет чистой экономии", – сказал Павлюк.
Где взять деньги
Как видим, в Украине есть успешные примеры городов, подобных Тростянцу или Житомиру. Однако такие проекты пока единичны, так как системной деятельности в секторе энергоэффективности в Украине нет.
"План действий по энергоэффективности на 2021-2025 годы или на 2021-2030 годы не принят. Главы в Госэнергоэффективности не было 22 месяца. Ответственность по формированию политики "размазана" между Минрегионом и Минэнерго. Денег в бюджете на Фонд энергоэффективности этом году вообще не закладывали, в прошлом году было 100 млн грн. На программу "теплых кредитов" в этом году заложили 140 млн грн, что было рекордно мало за последние 7 лет", – перечислил проблемы Павлюк.
Локомотивом реформ, по мнению специалистов по энергетике, должно быть государство.
"Мы помним программы, которые были в начале 2000-х годов, в начале 2010 годов. Была государственно программа при софинансировании органов местного самоуправления по замене устаревшего оборудования. Это позволило около 80% старого оборудования заменить. На сегодня таких программ нет. Есть программа по энергоэффективности относительно домов ОСМД. Возможно, к ней позволят включать дома, которые управляются управляющими компаниями. Это позволит проводить реконструкцию кварталов с реконструкцией котельных. Государство должно давать копейку, органы местного самоуправления – три. Но инициаторами этого должно быть государство", – считает советник главы правления НАК "Нафтогаз Украины «» Эдуард Кругляк.
Энергетики просят дать городам доступ к "длинному" кредитованию под низкие проценты. Это можно было бы делать через фонд модернизации муниципальной инфраструктуры, где бы государство могло гасить часть процентов. А деньги на это брать с доходов от ренты за добычу газа – налога, который газодобывающие компании платят государству за каждую тысячу кубометров газа, добытого из украинских недр.