Популярная украинская торговая сеть АТБ может потерять своих покупателей с приходом на украинский рынок немецкой сети супермаркетов Lidl. Дело в том, что с приходом "немцев" АТБ потеряет свое главное конкурентное преимущество – относительную дешевизну товаров. У новой сети все будет дешевле за счет реализации товаров собственной торговой марки (СТМ).
О преимуществах СТМ рассказал генеральный директор инвестиционной группы VolWest Group Роман Корсак.
По словам Корсака, товары СТМ – главное конкурентное преимущество этой сети. Они составляют около 65% всего ассортимента товаров, которыми торгуют супермаркеты Lidl.
В АТБ также представлено немало наименований СТМ, однако они составляют всего четверть ассортимента этой торговой сети.
Популярные сейчас
Рада поддержала автоматизированный арест депозитов должников
Раньше Бундесвера: Украина получила немецкие армейские машины Caracal
В чем преимущество СТМ?
При реализации товаров собственной торговой марки продавец работает без посредников. К тому же, он может ставить на свой товар такую наценку и продавать его по такой цене, которую выберет сам. В этом основное преимущество супермаркетов-дискаунтеров (дискаунтер – магазин, торгующий большим ассортиментом товаров по низким ценам) Lidl.
Дело в том, что в Америке и Европе дискаунтеры не имеют права ставить наценку на товары известных брендов на свое усмотрение. Есть какой-то ценовой минимум, ниже которого они не должны опускаться. А вот при торговле товарами СТМ продавец может снижать цену до любого разумного предела. Это и дает ему конкурентные преимущества перед другими.
"Развитие товаров СТМ – это единственный способ достичь низкой цены, не теряя качества и маржи. Lidl именно это и сделал", – рассказывает Роман Корсак.
АТБ и немцы: сможет ли Lidl составить в Украине конкуренцию популярной торговой сети?
На первый взгляд, АТБ уже нужно бояться, поскольку на его рыночную нишу посягает мощный конкурент. Однако не все так однозначно. Украинскому АТБ нет резона развивать СТБ, пытаясь заткнуть за пояс конкурента, поскольку у него есть возможность торговать по дешевке продуктами других производителей.
Дело в том, что в Украине крупные торговые сети могут диктовать свои условия производителям продукции. Например, они могут им выставить условие не давать другим сетям под реализацию свой товар по такой же цене, как его продает дискаунтер. При этом они могут использовать различные рычаги влияния на производителя: от штрафных санкций до полного снятия его товара с реализации.
Все это, конечно, имеет признаки монополизма и не имеет ничего общего с рынком, однако таковы наши сегодняшние реалии.
"Соответственно, если ты можешь торговать известным брендом (например, Pepsi) с ценой на полке на 20-30% ниже любой другой сети, зачем тебе развивать товары СТМ так активно, как это задумано в классической теории дискаунтера?" – пишет Корсак.
Поэтому на сегодня не так страшен Lidl для АТБ, как его малюют. Во-первых, еще окончательно неизвестно, зайдут ли немцы на украинский рынок. А если и зайдут, то точно не в этом году. Во-вторых, Lidl еще не знает нюансов нашего ценообразования. Это он в своих европах привык идти на конкурента с открытым забралом, а здесь все иначе.
В общем, Роман Корсак имеет сомнения, сможет ли Lidl потеснить в Украине АТБ и другие торговые сети. А если и потеснит, то совсем не критично.
Напомним, сеть АТБ не будет останавливать продажу социальных продуктов из-за ввода государственного регулирования цен, как это было заявлено ранее.